Учитель родного языка и литературы

Второй день конкурса «Учитель родного языка и литературы – 2018» прошел в комфортной, для учителя родного языка, атмосфере, на площадке средней общеобразовательной школы села Казым.

Сегодня в кабинете родного языка казымской школы звучал хантыйский язык на шурышкарском диалекте, на тегинском и обском говорах казымского диалекта, на мансийском языке. Многоязычие и поликультурность расширили языковую сферу казымских школьников, значительно повысив мотивацию к изучению родного языка.

Для учителей же конкурсное задание «Урок родного языка» стало сложным испытанием. Конкурсантам необходимо было выстроить учебное занятие с учетом ментальных и эмоциональных особенностей сельских детей, не владеющих или слабо владеющих родным языком. Профессиональное умение ориентироваться в учебной ситуа­ции, знание своего предмета, способность выйти на межпредметный уровень в своей совокупности позволили педагогам достигнуть поставленных целей. Конкурсанты руководствовались принципами функциональности и связи обучения с практикой. Эти принципы требуют от учителя применения своеобразных методических приемов, путей, способов. Методические замыслы учителей воплощались на замечательной площадке, в кабинете родного языка Каксиной Софьи Максимовны (члена жюри конкурса), который поразил конкурсантов оригинальностью и смелостью авторских решений по созданию языковой среды и вдохновил на успешное проведение конкурсного урока.

Все уроки конкурсантов были направлены на развитие связной речи учащихся, эта работа у каждого педагога была организована по-своему. Так, на первом уроке по лексической теме «Моя школа», определив учебную задачу при помощи видеозвонка из Полноватской школы, ученики писали рассказы об известных выпускниках своей школы для полноватских школьников. На уроке по теме «Жилища диких животных» учились определять особенности обустройства жилищ таежных обитателей и обогатили свой словарный запас по лексической теме «Дикие животные», используя различные источники знаний. Они познакомились со словом «информанты», и в качестве информантов использовали носителей родного языка из жюри старейшин. Уроком формирования нравственных и этических ценностей стал урок по теме «Моя семья». Открытием важной роли тутчана (мешочка для рукоделия) для хантыйской девушки стал урок «Тутчан хир». Изучение слов и понятий, входящих в смысловой контекст таких обобщающих слов, как школа, животные, род, предметы быта, формировали лексико-грамматические структуры родного языка. Большой интерес вызвал у учащихся урок по грамматике, на этом уроке они выступили в роли исследователей. Юные лингвисты проводили исследование по сложной теме «Послелоги», выявляя общие и отличительные признаки предлога и послелога в русском и хантыйском языке. На всех уроках звучал не только родной язык, красоту родного слово раскрывали музыка, песня, загадки, пословицы, традиционные предметы быта. Погружению в родной язык способствовала предметно-пространственная среда кабинета родного языка, коридоров и лестниц школы.

Сегодня в школе царила атмосфера праздника родного языка!

Конкурсанты выражают огромную благодарность организаторам конкурса за возможность проведения уроков в одном из лучших кабинетов родного языка Ханты-Мансийского автономного округа – Югра.

13.JPG5.JPG9.JPG17.JPG7.JPG6.JPG11.JPG3.JPG1.JPG14.JPG16.JPG15.JPG4.JPG2.JPG10.JPG8.JPG12.JPG

Скачать шаблоны для Joomla 3.5.